«Провидение
не алгебра. Ум человеческий
по
простонародному выражению, не пророк,
а угадчик,
он
видит общий ход вещей и может выводить
из оного
глубокие
предположения, часто оправданные
временем, но
невозможно
<?> ему предвидеть случая -
мощного,
мгновенного орудия Провидения»
А.С.
ПУШКИН. <О ВТОРОМ ТОМЕ "ИСТОРИИ
РУССКОГО
НАРОДА">
ПОЛЕВОГО, 1830г.
<вопросительный
знак в скобках добавлен мною, А_В_>
------------------------------------------------------
Давнее моё
желание раскрыть некоторые умолчания,
сопутствующие высказыванию А.С. Пушкина
о предвидении, осуществилось, и я решил
поделиться своим пониманием этих
умолчаний. Почему я добавил вопросительный
знак в изречение Пушкина? И что это
добавление для меня значит? А значит
это, что ответ в решении задачи о
предсказуемости обстоятельств жизни
людей в 21 веке будет решаться на основе
иной их информированности.
*
* *
Сначала
обращаюсь к наследию, занимавшегося
жизнеречением непревзойденного поэта
– русского богослова, А.С. Пушкина (не
всякий богослов речет о жизни, а жрец
всегда богослов).
В письме M. П.
Погодину в августе 1827 г. из Михайловского
он пишет: «Я убежал
в деревню, почуя рифмы».
Спрашивается, он избегал чего-то
или торопился успеть? По-моему, и то и
другое.
Далее я цитирую
строки из того же письма:
«Пока
не требует поэта
К
священной жертве Аполлон,
В
заботах суетного света
Он
малодушно погружен;
Молчит
его святая лира;
Душа
вкушает хладный сон,
И
меж детей ничтожных мира,
Быть
может, всех ничтожней он».
Есть от чего
бежать поэту с чуткой душой. И вопрос,
какой может быть информированность
людей, всегда погруженных в суету?
И вот событие
иной, несуетной, реальности.
«Но
лишь Божественный глагол
До
слуха чуткого коснется,
Душа
поэта встрепенется,
Как
пробудившийся орел».
Есть к чему
стремиться, есть из чего выбирать
человеку:
либо суетный
мир спящих душ, где ум человеческих сам
по себе что-то думает, а потому невозможно
ему предвидеть случая…
либо безбрежный
мир, где пробудившаяся душа с Душою
Вечной говорит, и приходит через
провидца в общество информация о будущем.
*
* *
Ещё одно
свидетельство диалога человеческой
души и Надмирной реальности, создавшей
душу, я нахожу в беседе «О цели христианской
жизни» русского православного
монаха-богослова Серафима Саровского
(1759 – 1833) с Н. А. Мотовиловым
http://tapirr.narod.ru/ekklesia/saints/serafim.htm#_Toc526691889
«…"все
есть просто обретающим разум".
Да
беда-то наша в том, что сами-то мы не ищем
этого разума Божественного, который не
кричит, ибо есть не от мира этого.
Саровский
здесь говорит, по-моему, о том же, что
открылась А.С. Пушкину, – о стремлении
несуетного человека постичь истину.
"Когда
же приидет Он, Дух истины, то наставит
вас на всякую истину: ибо не от Себя
говорить будет, но будет говорить, что
услышит, и будущее возвестит вам"
(Иоан.16:13).
…при
нашествии Духа Святого надлежит быть
в полном безмолвии, слышать явственно
и вразумительно все глаголы жизни
вечной, которые Он тогда возвестить
соизволит…»
Человек
несуетный обладает иной информированностью,
от предвидит варианты возможного
будущего и потому претворяет в жизнь
лучшее из открывшегося ему объективно
возможного, то есть живет этим будущим
уже сейчас. Глаголы жизни вечной и есть
качественно иная информация, провидческая.
*
* *
Для себя я
делаю вывод: если жить во внимании ко
всему приходящему во внутренний мир в
озарении Различением и к смыслу
обстоятельств жизни, которые Бог создаёт
вокруг каждого человека на основе Высшей
Целесообразности, то для внимательного
и обретающего разум человека всё просто
и понятно.
|