«Для того, кто не понимает,
в какую гавань дОлжно плыть Человеку,
не бывает попутного ветра Вседержительности»
Переосмысленное
изречение Сенеки ------------------------------------------------
Размышляя над
изречением древнеримского стоика Сенеки «Для того, кто не знает в какую гавань плыть,
не бывает попутного ветра», я обратил внимание на диалог в давно известном мне
детективе.
«…Как вам удается в вашем возрасте всё это отслеживать и к тому же
вырабатывать собственную точку зрения по вопросам, казалось бы, само собой
разумеющимся?
— Считается, что в моем преклонном возрасте многим свойственно впадать
в детство. Наверное, это так, но именно в
детском возрасте, свободном от груза прошлых заблуждений, накапливаемых в
юности и в зрелые годы, легче всего снимаются те системные ограничения, накладываемые на психику, о которых мы
говорили ранее, и, следовательно, —
открывается возможность к постижению новых истин, если конечно мозг старца
не деградировал к тому времени окончательно. К сожалению, в жизни нашей
ущербной цивилизации сохранить детское
восприятие до преклонных лет действительно чрезвычайно сложно, но… (тут
рассказчик сделал паузу и задорно улыбнулся своим гостям), может быть я как раз
и есть тот редкий экземпляр, который своевременно впал в детство?»
В.В.Пчеловод «Последний
гамбит» (Мистико-философский политический детектив) <жирным в цитате выделено мною А_В_>.
Перечитывая эти строки
«Последнего гамбита», мне захотелось понять, чем они привлекают моё внимание?
Они замечательны тем,
что предлагают задаться вопросами, которые мне самому не приходили:
- Что такое детское восприятие жизни, свободное от груза заблуждений?
- Какие ограничения психики следует считать системными?
Вспоминается мне
детство в деревне у бабушки в 50-60-е годы, которая над моей душой не висела и
не «пасла» меня, занятая от зари до зари крестьянским трудом. Я жил тогда в простых
играх и трудах, ведомый сельским эгрегором, осваивал окружающий мир в пределах
алгоритмики сельского духа. Постепенно во мне сформировались привычки узнавать
то новое, которое необходимо для жизни в селе, но не более того. И потому мои разум
и воля не пробудились, не обрёл я способности познавать мир за пределами усвоенных
привычек без подсказок старших и без оглядки на мнения окружающих. Как
следствие, присущие жителям села заблуждения, я воспринял, как само собой
разумеющиеся «истины».
Например,
бездумно-доверчивое принятие сельчанами того нового, что вводилось официально и
казалось им полезным. В начале 60-х годов появился в селе ДДТ (дуст),
сильнейший яд, и моя бабушка и соседи посыпали этой вонючей отравой гусениц на
капусте в огороде, не задумываясь о последствиях. Меня от этой гадости отвращал
невыносимых запах, но мне в голову не приходило усомниться в правильности их
действий.
Самое сильное
заблуждение, что Бога нет, я воспринял как «истину», когда учился уже в
городской школе! Помню, как я старался и бабушку в этом убедить, видя её
молящейся на иконы. Не убедил, но её непоколебимость в вопросе о бытие Божием
запомнилась на всю жизнь.
Неверие Богу я считаю
главным системным ограничением, воспринятым мною в подростковом возрасте.
Детским, то есть истинным, я
считаю доверительно-разумное отношение ко всем проявлениям в жизни, когда
смотришь Правде в глаза с Любовью и ограничиваешь себя в помыслах и делах
только Совестью. И тогда становится понятно, в какую гавань следует держать
путь по жизни, следуя знакам Вседержителя.
Я переосмыслил изречение
Сенеки, и у меня получилось другое изречение.
|